Топливные гранулы: проблемы российского экспорта

Россия взяла курс на развитие биотопливной индустрии, в частности производства топливных гранул. Топливные гранулы (пеллеты) – побочный продукт деревообработки, измельченные, спрессованные под сильным давлением и высушенные опилки, технология изготовления которых позаимствована у производителей комбикормов и адаптирована под обработку древесины. Пеллеты используются как при отоплении частных домов с помощью котлов или каминов (бытовые гранулы), так и для теплоэлектростанций (промышленные гранулы). Основное достоинство данного топлива – низкий (по отдельным показателям – нулевой) уровень выбросов при сжигании.

В настоящее время российские участники рынка топливных гранул ориентированы на экспортные поставки, но логистика поставок неразвита.

В 2008 г. в Европу было поставлено порядка 8-20 млн т топливных гранул, при этом эксперты прогнозируют расширение географии постоянных потребителей как следствие вступления в силу Киотского протокола, так и в результате поддержки со стороны государств. Наиболее активную политику проводит Франция, внедрившая налоговые льготы для пользователей котельных на альтернативных источниках энергии, а также Австрия и Германия. В Германии переход на возобновляемые ресурсы провозглашен частью государственной политики.

В настоящее время основными экспортерами топливных гранул на рынок Европы являются Канада и США. Участники рынка объясняют такое положение дел налаженной логистической системой – доставка в Европу осуществляется с помощью 50-тысячных судов, причем погрузка занимает приблизительно столько же времени, сколько погрузка судна в 3 тыс. т в Большом порту г.Санкт-Петербург. В Северной Америке груз доставляется в порт навалом, после чего с помощью специальных шлангов – рукавов – перекачивается в трюм судна. В России груз приходит в порты расфасованным в биг-беги и вручную засыпается в трюм судна, что повышает его стоимость до практически неконкурентоспособного уровня. В Европе и Канаде гранулы тоже расфасовываются в бумажные мешки или биг-беги, но используются они только при перевозке на коротком плече (до 300 км) или в том случае, когда предприятие работает на условиях самовывоза (такую систему применяет, например, финская компания SCA BioNorr wood). При более дальних перевозках конечная стоимость продукции становится слишком высокой.

Публикации по теме: